Деды: дайджест публикаций о беларуской истории
Выпуск 14
Выдавец: Харвест
Памер: 320с.
Мінск 2014
ДЕДЫ
ДАЙДЖЕСТ ПУБЛИКАЦИЙ О БЕЛАРУСКОЙ ИСТОРИИ
выпуски
Минск «Харвест»
УДК 94 (476)
Дайджест публикуется с 2009 года
Взгляды и концепции авторов статей могут не совпадать с точкой зрения редакторасоставителя дайджеста
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Издание безгонорарное.
На первой странице обложки памятник князю Всеславу Брачиславичу в Полоцке (скульптор Александр Прохоров, 2007 г.)
На четвертой странице обложки вид Полоцка в XII веке (реконструкция Виктора Стащенюка)
Деды : дайджест публикаций о беларуской истории. Выпуск 14 / Составление, редактирование А. Е. Тараса. — Минск : Харвест, 2014. — 320 с.
ISBN 9789851835559
Материалы четырнадцатого выпуска дайджеста разделены на пять тематических разделов. Они посвящены проблемам национализма, историографии, а также различным вопросам давнего и недавнего прошлого Беларуси. Всего в выпуске 29 материалов и 86 иллюстраций.
ISBN 9789851835559
© Тарас А.Е., составление, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАЦИОНАЛИЗМ!
НАЦИОНАЛИЗМ ИЛИ КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ МОДЕРНИЗМ? (Анатоль Тарас) 4
БЕЗ НАЦИОНАЛИЗМА У НАС НЕТ БУДУЩЕГО! (Андрей Пелипенко) 7
А КТО ТАМ И ГДЕ? (Станислав Карпов) 12
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАЦИОНАЛЬНАЯ СВОБОДА? (Петр Мурзенок) 19
НАЦИОНАЛЬНОПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИИ — ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ (Анатоль Тарас) 28
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ КОНСТРУИРОВАНИЯ БЕЛАРУСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАЦИИ (Анатоль Остапенко) 39
ЧАСТЬ 2. ПОЛЕ БОРЬБЫ ИСТОРИОГРАФИЯ
МИФ «СВЯТОЙ РУСИ» КАК ОБОСНОВАНИЕ ИМПЕРИИ (Сергей Гавров) 54
СОЗДАНИЕ «ИСТОРИИ БССР» В ОТРАЖЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ЦК ВКП(Б)/КПСС (19451964 гг.) (Ян Шумский) 59
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА (Максим Петров) 77
О РАДИКАЛЬНОМ МЕСТЕЧКОВОМ НАЦИОНАЛИЗМЕ (Вадим Андрюхин) 83
О МАКАРОВЩИНЕ (Анатоль Тарас) 92
СКАЗКИ И ПРАВДА О ПАРТИЗАНАХ В БЕЛАРУСИ (Богдан Мусял, Дмитрий Гурневич) 103
БЕЛАРУСЬ И БЕЛАРУСЬ! ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (Илья Копыл) 117
ЧАСТЬ 3. ВРЕМЯ БССР
КРАСНАЯ БЕЛАРУСИЗАЦИЯ (Анатоль Великий) 144
«РАССТРЕЛЯННАЯ» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (Людмила Селицкая, Вячеслав Селеменев) 155
ДВА КРОВАВЫХ НАРКОМА (Дмитрий Быстролетов) 160
ДЕЗЕРТИРСТВО РАБОЧИХ И РЕПРЕССИИ ВЛАСТИ (Ирина Каштелян) 166
ПАТРИОТ КРИВСКОЙ ДЕРЖАВЫ (АНТОН АДАМОВИЧ) (Леонид Юревич) 171
ВНУТРЕННЯЯ ЭМИГРАЦИЯ БЕЛАРУСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ. 196485 (Антон Левицкий) 190
ЧАСТЬ 4. СТАРИНА
РОГВОЛОДОВИЧИ: КНЯЗЬЯ ВЕЛИКОГО ПОЛОЦКА (Анатоль Тарас) 204
ЛЖИВЫЕ АРГУМЕНТЫ ИСТОРИКОВ ЛЕТУВЫ (Владимир Антипов) 238
ОТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ XVI ВЕКА: АНДРЕЙ КУРБСКИЙ И ВАСИЛЬКОНСТАНТИН ОСТРОЖСКИЙ (Павлина Бабина) 260
ВОСТОЧНЫЙ СОСЕД: ОБРАЗ РУССКОГО В БЕЛОРУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (Владимир Лобач) 267
НАМ НЕ ДАНО ПОЗНАТЬ ИСТОРИЮ (Наталья Яковенко) 274
ПРОВАЛЫ В РУССКОЙ ИСТОРИИ (Андрей Буровский) 278
ЧАСТЬ 5. К ЮБИЛЕЮ...
АНАТОЛЮ ТАРАСУ — 70 ЛЕТ (Альберт Лазакович) 286
Я НЕ СКЛОНЕН К ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ... (Анастасия Зеленкова) 293
ХРАНИТЕЛЕМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДОЛЖНО БЫТЬ САМО ОБЩЕСТВО! (Олег Кравцов) 301
ТРИ КОНФЕРЕНЦИИ 308
Часть I
,A ЗДРАВСТВУЕТ НАЦИОНАЛИЗМ!
НАЦИОНАЛИЗМ
ИЛИ КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ
МОДЕРНИЗМ?
Анатоль Тарас
В 2001 году в Минске, в серии однотомных отраслевых энциклопедий «Всемирная энциклопедия», вышел увесистый том (1312 страниц), посвященный философии. Это настоящий компендиум* отечественных модернистов (в предисловии они гордо назвали себя «тремя поколениями минской философской школы»).
Мыслителимодернисты, как следует уже из самого названия данного идейного направления, сознательно противопоставляют себя традициям. Они — убежденные сторонники глобальной цивилизации, устраняющей «смешное» и «глупое» разделение человечества на национальные квартиры. Они — воинствующие проповедники индивидуализма и беспредельной личной свободы, вплоть до крайних проявлений того и другого. Ведь модернисты убеждены в том, что «ментально развитая личность» имеет право «изменять мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грёзе».
Модернисты не придают серьезного значения расовым, этническим, конфессиональным, культурным, лингвистическим и прочим различиям между людьми. Они утверждают, что такие разделения безнадежно устарели, что людей надо делить по иным критериям, прежде всего — интеллектуальным.
А как же законы государств, истины религий, неписаные нормы человеческого общежития, обычаи и традиции конкретных народов, бесчисленные произведения искусства, созданные за последние три тысячи лет? Все это для модернистов — безнадежно устаревший хлам, наследие «домодерного» общества, основанного на религиозных и сословных «антинаучных догмах». Ведь они — космополиты и сторонники «научного способа мышления». Идеалом «светлого будущего» для них, фактически, является «глобальный человейник» (от названия книги Александра Зиновьева, опубликованной в 1997 году).
Понятно, что отношение модернистов к национализму самое отрицательное. Вот несколько цитат:
* Компендиум (лат. compendium — сокращение) — сжатое суммарное изложение основных положений какойлибо теории или науки.
А.Е. Тарас
«Суть национализма составляет проповедь собственной национальной выделенное™ и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим этническим общностям и (в крайних проявлениях) — отказом им в праве на существование».
«Идеология национализма постулирует приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет «культурной» и «народной» самобытности перед установками «бескорневой» интеллигенции».
«Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры»*.
Вот такто! Модернисты вынесли приговор,
который не подлежит ни пересмотру, ни обжалованию. И все бы прекрасно, только сама жизнь опровергает умствования модернистов.
Как известно, теория мультикультурного общества (широко известный проект модернистов, настойчиво внедрявшийся в странах Общего рынка) потерпела сокрушительный провал. На практике оказалось, что миллионные толпы азиатов и негров категорически не желают сливаться в единую семью с европейцами. Все, чего они хотят — жить за счет европейцев, притом не работая, агрессивно навязывая коренным жителям континента чуждые им нравы и вкусы, терроризируя уличной преступностью, без какойлибо ответственности за паразитическое существование, хулиганство, вандализм.
Что касается постсоветской России, то здесь, по характеристике того же А.А. Зиновьева, вынесенной им еще в начале 90х годов, «народ обречен жить с чистой совестью, но с натурой преступника». Справедливость этого тезиса убедительно показал длительный припадок всеобщей истерии на бескрайних просторах этой страны, вызванный попыткой украинцев сорваться с московской цепи и жить своим умом.
•k к к
Национализм возник как политический принцип в XIX веке при образовании национальных государств, а окончательно утвердился в XX столетии в процессе распада империй и отделения колоний от метрополии.
Этот тезис полностью справедлив в отношении бывшей Российской империи и её преемника — Советского Союза. Поэтому не приходится удивляться колоссальному росту национализма в бывших союзных республиках, на самом деле — колониях Московии, ныне ставших независимыми государствами. Но процесс деколонизации постсоветского пространства еще далек от своего завершения,
* Всемирная энциклопедия: Философия. Минск, 2001, с. 677.
нам еще предстоит увидеть распад Российской Федерации на составные части в виде бывших автономных республик, краев и областей.
Теперь перейду от общего к частному. Вот уже 23й год мы живем в независимом суверенном государстве, которое называется Республика Беларусь. Факт государственной независимости очевиден и неоспорим. За эти два с лишним десятилетия наш народ многого добился во всех сферах хозяйственноэкономической жизни.
Но в сферах идеологии и культуры достижения беларусов выглядят очень скромно, чтобы не сказать хуже. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что властные группировки (круги) нашей страны никак не могут решиться на радикальный шаг — заменить остатки интернациональнокоммунистического бреда концепцией беларуского национализма.
В таком понимании «сути вещей» я далеко не оригинален. В соседнем государстве на востоке о необходимости скорейшего возведения национализма в ранг государственной доктрины пишут, говорят, можно даже сказать — кричат — уже сотни, если не тысячи авторов! Среди тех публикаций россиян, которые довелось прочитать, одна из самых интересных и убедительных — статья Андрея Пелипенко «Без национализма у нас нет будущего!» (далее она приведена полностью). Поставьте в ней вместо слов «Россия», «русские», «Кремль» другие — «Беларусь», «беларусы», «Минск», сами увидите, что получится.
И еще несколько слов о национализме. Некоторые люди заявляют, будто лозунг «Беларусь превыше всего!» (Беларусь перадусім!) — это калька лозунга нацистов. Такие заявления могут делать только невежды.
Вопервых, формулировка «Германия превыше всего!» появилась еще в 1842 году. Ее автор — Август фон Фаллерслебен, автор слов национального гимна Германии на музыку Йозефа Гайдна. Именно таким было название гимна Германской империи: «Deutschland, Deutschland uber alles» (Германия, Германия превыше всего!). При чем здесь нацисты?
Вовторых, известный российский публицист, театральный критик и издатель Алексей Суворин в 1912 году опубликовал книгу своих статей под общим заголовком «Россия превыше всего!» Может быть, ктото скажет, что и Суворин был нацистом?
К чему все эти рассуждения? А к тому, что модернисты явно поторопились с похоронами национализма. В политической жизни стран Западной Европы он действительно отошел на второй план, но в настоящее время стремительно возвращается на авансцену (достаточно вспомнить о движении националистов во Франции во главе с Мари Ле Пен).
А вот в странах же Восточной Европы (бывших «народнодемократических»), и особенно в бывших союзных республиках СССР (включая Российскую Федерацию), идеи национализма еще только начинают понастоящему овладевать массами.